Официальный сайт
Адрес райисполкома:
230029, г. Гродно,
ул. Горького, 51
Электронная почта:
info@rik.by, grrik@mail.grodno.by
Телефон: 8 (0152) 72-01-40
Факс: 8 (0152) 72-16-17

Вопросы-ответы

Президентом Республики Беларуси А.Г.Лукашенко 29 июня 2017 года подписан Указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее –Указ № 233).

Указом предусмотрено уменьшение продолжительности стажа работы с уплатой таких взносов для граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Вопрос: что понимается под военной службой (службой в военизированных организациях) согласно Указу № 233?

Ответ: под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении»:

военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

Вопрос: включается ли в стаж военной службы для назначения пенсии согласно Указу № 233 время нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 233 в периоды военной службы (службы в военизированных организациях) не включаются периоды нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.

Вопрос: имеет ли право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 женщина, которой в 2016 году было отказано в назначении пенсии по возрасту ввиду отсутствия страхового стажа. Стаж ее работы составляет 27 с половиной лет, страховой стаж – 11 лет, стаж службы в вооруженных силах – 15 лет, во время прохождения службы гражданка находилась 4 года в отпуске по уходу за детьми. Права на пенсию по линии Министерства обороны у гражданки нет.

Ответ: Право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется женщинам при наличии стажа работы не менее 20 лет, страхового стажа – 10 лет, не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

С учетом имеющейся информации гражданка имеет право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233.

Вопрос: имеет ли я право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 мужчина, возраст которого 61 год, имеющий стаж работы 23 года 4 месяца, в том числе, 10 лет 5 месяцев военной службы и 12 лет 11 месяцев страхового стажа.

Ответ: Оснований для назначения пенсии согласно Указу № 233 не имеется, поскольку право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется мужчинам, имеющим не менее 10 лет страхового стажа, не менее 10 календарных лет военной службы и имеющим стаж работы не менее 25 лет. Поскольку у гражданина отсутствует стаж работы не менее 25 лет, оснований для назначения пенсии по возрасту с применением норм Указа № 233 не имеется.

Вопрос: Включаются ли в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет?

Ответ: Периоды отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж не включаются.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. Так как в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет уплата страховых взносов в бюджет фонда не производится, то данный период в страховой стаж не засчитывается.

Вместе с тем данный отпуск, как и военная служба, обучение в дневной форме получения образования, получение пособия по безработице включается в стаж работы при определении размера пенсии.

Вопрос: Как определить дату, когда возникнет право выхода на пенсию на общих основаниях?

Ответ: Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратиться за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018), а позднее, скажем в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяце), то есть не ранее июня 2019 года.

Вопрос: недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений» (далее – постановление) утверждены формы пенсионного удостоверения и пенсионного удостоверения лица, которому установлена пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Сделано это было во исполнение статьи 78 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающей выдачу пенсионного удостоверения по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

Форма утверждённых постановлением пенсионных удостоверений не имеет существенных отличий в сравнении с пенсионными удостоверениями образца, предусмотренного до принятия постановления.

С учетом этого в целях рационального использования бюджетных средств выдача пенсионных удостоверений по утвержденной форме будет производиться только после исчерпания бланков пенсионных удостоверений образца, предусмотренного до принятия постановления.

Согласно пункту 2 постановления пенсионные удостоверения, выданные до вступления в силу постановления, являются действительными. Обменивать их на удостоверения, формы которых утверждены постановлением, не нужно.

Вопрос: на основании чего, и в каком размере производятся удержания из пенсии?

Ответ: удержания из пенсий могут производиться:

а) на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, других решений и постановлений, исполнение которых производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

б) на основании решений комиссий по назначению пенсий для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.).

Размер удержаний из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате. При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам за должником сохраняется не менее пятидесяти процентов пенсии.

К статье 83 Закона

Вопрос: Как должна выплачиваться пенсия пенсионерам, работающим на предприятии сельского хозяйства по гражданско-правовому договору, в котором указано о:

1. выполнении работы по переборке картофеля, прополке сахарной свеклы, очистке сахарной свеклы от ботвы и земли;

2. работе по обслуживанию животноводческого стада КРС?

 

Ответ: Предусмотренное частью 1 статьи 83 Закона правило о выплате пенсии в полном размере в период работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции на предприятиях сельского хозяйства применяется также при выполнении указанных работ по гражданско-правовым договорам.

С учётом анализа работ, выполняемых полеводами, овощеводами, свекловодами и животноводами, полагаем возможным производить выплату пенсии в полном размере лицам, выполнявшим по гражданско-правовым договорам работы по прополке овощей, переборке картофеля, очистке сахарной свеклы от ботвы и земли, по обслуживанию животноводческого стада КРС.

 

К статье 51 Закона

Вопрос: Может ли быть засчитан в стаж работы период ухода матери за ребенком-инвалидом до 18 лет (пункт «д» части второй статьи 51 Закона), если в этот период она получала пенсию по случаю потери кормильца как родитель, занятый уходом за ребенком, не достигшим 8 лет (пункт «в» части третьей статьи 35 Закона)?

 

Ответ: Пунктом «д» части второй статьи 51 Закона предусмотрено включение в стаж работы периода ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, осуществляемого трудоспособным лицом. При этом под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее 16 лет, но не старше возраста, установленного статьей 11 Закона, неработающее, не занимающееся предпринимательской деятельностью, не обучающееся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающее пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату или ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством.

Поскольку в период ухода за ребенком-инвалидом мать получала пенсию, то этот период не может быть засчитан в стаж работы по пункту «д» части второй статьи 51 Закона.

К статье 83 Закона и Указу Президента Республики Беларусь от 16.01.2012 № 35 (далее – Указ № 35)

Вопрос: Гр-н Г., 02.06.1941 г.р., получающий пенсию по возрасту, осуществляет ремесленную деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) им не уплачиваются.

Можно ли гр-ну Г. выплачивать пенсию в размере, предусмотренном для неработающих пенсионеров, а также возрастную доплату в соответствии с Указом № 35 как лицу, достигшему возраста 75 лет?

 

Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не предусмотрено этим Указом, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не подлежат обязательному государственному социальному страхованию; им предоставляется право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию.

С учетом изложенного, в период осуществления ремесленной деятельности без регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов в бюджет фонда выплата пенсии гр-ну Г. производится без ограничения, предусмотренного частью первой статьи 83 Закона для работающих пенсионеров. Соответственно, должна выплачиваться и возрастная доплата, предусмотренная Указом № 35 (с 01.07.2016).

 

К статьям 5, 51 и 57 Закона

Вопрос: Включается ли в стаж работы, в том числе в страховой стаж, период прохождения оплачиваемой производственной практики во время обучения в учреждении образования без официального оформления приема на работу и увольнения с нее, а полученная заработная плата – в заработок для исчисления пенсии?

Ответ: Период прохождения производственной практики во время обучения в учреждении образования может засчитываться в стаж работы, в т.ч. в страховой стаж, как период работы, если имели место прием на работу и увольнение с работы и соблюдались другие условия, установленные законодательством. Это должно быть подтверждено в установленном законодательством порядке трудовой книжкой, справкой о работе, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Соответственно, заработная плата, полученная в период такой работы, учитывается при определении заработка для исчисления пенсии.

К Положению о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 (далее - Положение о пособии по уходу)

 

Вопрос: За назначением пособия по уходу за инвалидом 1 группы обратился студент 1 курса университета, которому предоставлен академический отпуск.

Можно ли студенту, находящемуся в академическом отпуске, назначить пособие по уходу?

Ответ: В соответствии с Положением о пособии по уходу лица, обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования, право на пособие по уходу не имеют.

Согласно статье 49 Кодекса Республики Беларусь об образовании лицам, осваивающим содержание образовательных программ основного образования, в том числе студентам, могут предоставляться академические отпуска.

Поскольку предоставление таких отпусков не является основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) (статья 79 указанного Кодекса), правовых оснований для назначения студенту пособия по уходу в период академического отпуска не имеется.