КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
9 июля 1999 г. № 278-3
с учетом изменений и дополнений (извлечение)
Статья 198.
Компетенция органов, регистрирующих акты гражданского состояния
Отделы записи актов гражданского состояния производят регистрацию
рождения, заключения брака, усыновления, установления материнства и (или)
отцовства, перемены фамилии, собственного имени, отчества, смерти расторжения
браков в соответствии со ст.351 настоящего Кодекса, по решениям
судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., изменяют, дополняют,
исправляют записи актов гражданского состояния, аннулируют и восстанавливают
записи актов гражданского состояния на основании решения суда, хранят записи
актов гражданского состояния.
Городские
(городов районного подчинения), поселковые и сельские исполнительные и
распорядительные органы производят регистрацию рождения, заключения брака между
гражданами Республики Беларусь, установления отцовства по совместному заявлению
родителей при одновременной регистрации рождения, а также регистрацию смерти.
Органы,
регистрирующие акты гражданского состояния, выдают справки, свидетельства о
регистрации актов гражданского состояния либо иные документы, содержащие
сведения из записей актов гражданского состояния.
Органы,
регистрирующие акты гражданского состояния, могут оказывать дополнительные
платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, |
перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 июня 2006 г. №385
О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих
акты гражданского состояния
(извлечение)
В целях совершенствования
реализации государственной политики в сфере юстиции, укрепления законности в
деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния, защиты прав и
свобод граждан:
1. Установить,
что:
1.1. к органам, регистрирующим акты гражданского состояния,
относятся отделы записи актов гражданского состояния районных, городских
исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дома
(Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, городские
(городов районного подчинения), поселковые, сельские исполнительные и
распорядительные органы, консульские учреждения, а также дипломатические
представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских
функций;
1.2. отделы записи актов гражданского состояния местных
исполнительных и распорядительных органов:
1.2.1. образуются районными, городскими исполнительными
комитетами и местными администрациями районов в городах, являются их
структурными подразделениями и входят в систему Министерства юстиции;
1.2.2. по общим вопросам своей деятельности подчиняются
соответствующим исполнительным комитетам и местным администрациям районов в
городах, а по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции –
Министерству юстиции;
1.2.3. производят регистрацию рождения, заключения брака,
усыновления (удочерения), установления материнства и (или) отцовства, перемены
фамилии, собственного имени, отчества, смерти, расторжения браков в
соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и
семье, а также по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999
г., изменяют, исправляют, дополняют записи актов гражданского состояния,
аннулируют и восстанавливают записи актов гражданского состояния на основании
решения суда, хранят записи актов гражданского состояния, выдают повторные
свидетельства о регистрации актов гражданского состояния;
1.7. городские (городов
районного подчинения), поселковые, сельские исполнительные и распорядительные
органы производят регистрацию рождения, заключения брака между гражданами
Республики Беларусь, установления отцовства по совместному заявлению родителей
при одновременной регистрации рождения, регистрацию смерти.
Задачи и функции отдела загс определены Положением отделе записи актов гражданского состояния Гродненского районного исполнительного комитета, утвержденным решением Гродненского районного исполнительного комитета 06.03.2023 № 196:
- правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь о браке и семье в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан;
- обеспечение реализации основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь по укреплению нравственных основ семьи и повышению ее престижа в обществе;
- правовое просвещение населения по вопросам законодательства Республики Беларусь о браке и семье и порядка регистрации актов гражданского состояния.
Отдел загса в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- производит регистрацию рождения, смерти, заключения брака, расторжения брака в случаях, предусмотренных законодательством, усыновления (удочерения), установления отцовства (материнства), перемены фамилии, имени, отчества, снижение брачного возраста в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- обеспечивает, учитывая желание лиц, вступающих в брак, торжественную обстановку при регистрации брака, а также по желанию родителей – торжественную регистрацию рождения ребенка;
- подготавливает материалы и составляет заключения о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния в случаях, предусмотренных законодательством;
- подготавливает материалы и составляет заключения по перемене гражданами Республики Беларусь фамилий, собственных имен, отчеств, направляет их в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета для выдачи разрешений на перемену фамилии, собственного имени, отчества;
- вносит исправления, изменения, дополнения в записи актов гражданского состояния в соответствии с законодательством;
- восстанавливает и аннулирует записи актов гражданского состояния на основании решений судов;
- производит по желанию граждан юбилейные торжества, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
- изучает и обобщает практику применения при регистрации актов гражданского состояния действующего законодательства о браке и семье;
- выдает повторные свидетельства и справки о регистрации актов гражданского состояния в случаях, предусмотренных законодательством;
- ведет в установленном порядке учет записей актов гражданского состояния;
- представляет в установленном порядке в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета и главное статистическое управление Гродненской области ведомственную и статистическую отчетность;
- направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, не подлежащие статистической обработке, в архив органов записей актов гражданского состояния главного управления юстиции Гродненского областного исполнительного комитета;
- обеспечивает учет и хранение первых экземпляров актов гражданского состояния и другой документации в течение установленных сроков;
- обеспечивает взаимодействие с государственной информационной системой «Регистр населения» в рамках реализации положений Закона Республики Беларусь «О регистре населения» путем внесения основных персональных данных физических лиц в регистр;
- выдает копии записей актов гражданского состояния по запросам прокуратуры, суда, органов следствия, дознания и нотариата в связи с нахождением дел в их производстве, а также консульских учреждений Республики Беларусь, органов записей актов гражданского состояния, Министерства юстиции и других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- выдает в случае отсутствия соответствующей записи акта гражданского состояния извещение об отсутствии записи акта гражданского состояния;
- проводит работу по разъяснению брачно-семейного законодательства среди населения, выступает в средствах массовой информации по вопросам регистрации актов гражданского состояния;
- обеспечивает учет, хранение и расходование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также хранение гербовой печати;
- осуществляет прием граждан и рассматривает обращения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе по заявительному принципу «одно окно»;
- выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Отдел загса может оказывать дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.
Отдел загса имеет право:
- запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций сведения и документы, необходимые для осуществления возложенных на отдел загса задач и функций;
- получать из медицинских учреждений сведения о родившихся и умерших лицах;
- проводить при необходимости проверку отсутствия препятствий к заключению брака в отношении лиц, подавших заявление о регистрации заключения брака.