Официальный сайт
Адрес райисполкома:
230029, г. Гродно,
ул. Горького, 51
Электронная почта:
info@rik.by, grrik@mail.grodno.by
Телефон: 8 (0152) 72-01-40
Факс: 8 (0152) 72-16-17

Вопрос-ответ

Вопрос: В феврале 2020 года на юридическое лицо, где я работаю, был наложен административный штраф. Мне пришло предложение от нанимателя добровольно возместить причиненный уплатой штрафа ущерб. Обязана ли я возмещать такой ущерб?

Ответ:
Согласно ч.2 ст.400 Трудового кодекса Республики Беларусь (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, вступившими в силу с 28.01.2020) под реальным ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя).
Таким образом, с 28.01.2020 денежные суммы в виде штрафов, взыскиваемых с нанимателя в порядке привлечения юридического лица к административной ответственности, не являются ущербом, подлежащим взысканию с работника.
В связи с чем, требования Вашего нанимателя после вступления в силу указанных изменений трудового законодательства незаконны.

Вопрос: Районным отделом внутренних дел было отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению о мошеннических действиях в отношении должника по договору денежного займа, а также не оказано содействие в возврате денежных средств должником.
Подлежит ли  обжалованию подобное решение? В какой орган следует обращаться за взысканием денежных средств при отсутствии в действиях заемщика состава уголовно наказуемого деяния?

Ответ: В соответствии со ст. 138 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного процесса, а также иными физическими и юридическими лицами, если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы.
Согласно ч. 2 ст. 139 УПК жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела подаются соответствующему прокурору или в суд по месту рассмотрения заявления или сообщения о преступлении.
В части 1 статьи 140 УПК определено, что жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела подаются в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Необходимо иметь в виду, что, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2001 N 15  "О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества",  при мошенничестве (ст. 209 УК) потерпевший сам добровольно передает имущество или право на имущество виновному под влиянием обмана или злоупотребления доверием.
Получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства может быть квалифицировано как мошенничество лишь в том случае, когда виновный еще в момент завладения этим имуществом имел цель его присвоения и не намеревался выполнить принятое обязательство.
О заранее обдуманном умысле на завладение имуществом в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать: крайне неблагополучное финансовое положение лица, принимающего обязательство, к моменту заключения договора; экономическая необоснованность и нереальность принимаемых обязательств; отсутствие прибыльной деятельности, направленной на получение средств для выполнения обязательств; выплата дохода первым вкладчикам из денег, вносимых последующими вкладчиками; предъявление при заключении договора подложных документов; заключение сделки от имени несуществующего юридического лица или зарегистрированного на подставных лиц и т.п. 
В случае отсутствия состава преступления и наличия гражданско-правовых отношений между заемщиком и заимодавцем, заявитель  вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возврате денежных средств. Взыскание денежных средств не относится к компетенции сотрудников органов внутренних дел.

Вопрос. Каким образом родители в многодетной семье могут реализовать право на оплачиваемый свободный от работы день в неделю?

Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь родители в многодетной семье имеют право на один оплачиваемый свободный от работы день в неделю (далее - свободный день). 
Воспользоваться им может любой из родителей или оба по очереди (ч. 3 п. 2 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 N 34 "О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней" ).
Свободный день можно получить, если одновременно (ч. 1 п. 2 Инструкции о предоставлении свободного дня в неделю):
- как минимум троим из ваших детей нет 16 лет;
- вы работаете полную рабочую неделю;
- муж (жена) является занятым.
К занятым относятся граждане, которые в том числе (ст. 2 Закона о занятости населения):
- работают по трудовым или гражданско-правовым договорам;
- зарегистрированы в качестве ИП;
- осуществляют ремесленную деятельность или деятельность в сфере агроэкотуризма;
- обучаются на дневной форме в учреждениях образования;
- осуществляют уход за ребенком в возрасте до трех лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.
Чтобы получить свободный от работы день в неделю, нужно написать по месту работы заявление установленной формы и представить в том числе (п. 7, 8 Инструкции о предоставлении свободного дня в неделю):
- свидетельства о рождении детей;
- справку о месте жительства и составе семьи;
- документы, подтверждающие занятость другого родителя (например, справку с места работы или учебы).
О предоставлении вам свободного дня наниматель оформит приказ в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 9 Инструкции о предоставлении свободного дня в неделю).

Вопрос: В какие сроки должен быть добровольно уплачен штраф, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении?

Ответ: Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении, то административный процесс ведется в упрощенном порядке и должностное лицо органа, ведущего административный процесс, выносит только постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, которое вступает в законную силу с даты его вынесения.
В такой ситуации штраф может быть уплачен на месте либо должен быть уплачен не позднее одного месяца с даты вынесения постановления о наложении штрафа.
При этом в случае неуплаты такого штрафа в вышеуказанные сроки, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины, и будет взыскан в принудительном порядке.
Необходимо отметить, что требования закона, предусматривающие увеличение размера штрафа на две базовые величины, не распространяются на случаи привлечения физических лиц к административной ответственности при фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Вопрос: В каких случаях работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы?

Ответ: В соответствии со ст. 189 Трудового кодекса наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней следующим категориям работников:
- женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
- Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
- ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;
- осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинской справкой о состоянии здоровья;
- инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;
- иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, отдельным категориям работников наниматель предоставляет кратковременный отпуск без сохранения заработной платы иной продолжительности.
Также, по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам помимо тех, которые предусмотрены частью первой статьи 189 Трудового кодекса, работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен в течение календарного года отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением, нанимателем.
Уважительность причин оценивает наниматель, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.
Кроме того, согласно ст. 191 Трудового кодекса, при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, наниматель вправе с согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Размер сохраняемой заработной платы определяется по договоренности между нанимателем и работниками, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Вопрос
: Имеет ли право наниматель не продлевать контракт работнице, если ей до достижения общеустановленного пенсионного возраста осталось 2 года?

Ответ: Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 N 180 "О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29" (далее - Указ) определено, что продление контракта в пределах максимального срока его действия (пункт 2 статьи 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее чем на один год.
В силу пункта 2 Указа при продлении либо заключении нового контракта срок его действия определяется с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет, - не менее чем до достижения указанного возраста.
Из приведенной нормы следует, что работник, не достигший общеустановленного пенсионного возраста и которому остается не более двух лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, имеет право на продление контракта в пределах максимального срока его действия или заключение нового контракта, а наниматель обязан продлить или заключить новый контракт при условии добросовестного отношения к труду, соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Вопрос:
Какие обязательные требования предъявляются при оформлении электронного обращения?

Ответ: Обращение излагается на белорусском или русском языке.
При написании электронного обращения гражданином необходимо указать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты.
При написании электронного обращения от юридического лица необходимо указать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- адрес электронной почты.
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.
При несоблюдении данных требований электронное обращение будет оставлено без рассмотрения по существу.

Вопрос: Каков порядок обжалования постановления о наложении административного взыскания на собственника (владельца) транспортного средства за превышение установленной скорости движения транспортного средства, зафиксированного работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами?

Ответ: Для обжалования таких постановлений предусмотрен специальный порядок.
При несогласии с привлечением к административной ответственности в такой ситуации, собственнику (владельцу) транспортного средства необходимо в течение одного месяца со дня получения постановления о наложении административного взыскания подать об этом письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию по своему месту жительства.
Поступление в Государственную автомобильную инспекцию такого заявления является основанием для автоматической отмены постановления. В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется Государственной автомобильной инспекцией в общем порядке.
При этом следует иметь в виду, что административная ответственность собственника (владельца) транспортного средства исключается только в том случае, если будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В случае, если месячный срок был пропущен, то в течение шести месяцев с даты вынесения такого постановления о наложении административного взыскания, собственник (владелец) транспортного средства вправе обратиться в органы прокуратуры по своему месту жительства с соответствующей жалобой.
Жалоба, поданная по истечении шестимесячного срока, рассмотрению не подлежит. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
К жалобе необходимо приложить оригинал квитанции об уплате государственной пошлины в установленном размере.
Согласно п. 7 Приложения 17 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с жалоб, подаваемых в органы прокуратуры, на постановления по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания взимается государственная пошлина в следующих размерах:

Вид административного взыскания

Ставка госпошлины

штраф в размере

менее 10 базовых величин

0,5 базовой величины

от 10 до 100 базовых величин

2 базовые величины

более 100 базовых величин

3 базовые величины

иные административные взыскания

1 базовая величина

Государственная пошлина за подачу жалоб в органы прокуратуры уплачивается в местный бюджет в отделениях банков.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) удовлетворяет жалобу и направляет в Государственную автомобильную инспекцию протест на постановление о наложении административного взыскания.

Вопрос: В каком порядке может быть обжаловано решение суда первой инстанции, вынесенное по гражданскому делу и не вступившее в законную силу?

Ответ: Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Кроме того, на решение суда может быть принесен протест прокурором или заместителем прокурора независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении данного дела. 
При этом, решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке не подлежит.
Апелляционные жалобы адресуются в суд апелляционной инстанции, но подаются в суд, вынесший решение.
Для подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции установлен пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью.
При этом, в случае вынесении судом по делу дополнительного решения срок апелляционного обжалования исчисляется со дня вынесения дополнительного решения.
Также следует иметь ввиду, что апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке заочного производства, подается в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.
Кроме того, необходимо помнить, что апелляционная жалоба должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальным документам, а также содержать:
1) указание на решение, которое обжалуется, пределы его обжалования и наименование суда, вынесшего решение;
2) обоснование того, в чем заключаются неправильность рассмотрения дела, незаконность и необоснованность решения, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и доказательства;
3) просьбу лица, подающего апелляционную жалобу, в части того, обжалуется решение полностью или в части, какие изменения требуется в него внести;
4) ходатайство об исследовании новых доказательств, которые имеют значение для дела, если суд первой инстанции необоснованно отказал в их принятии или если невозможность их представления суду первой инстанции была обусловлена уважительными причинами;
5) перечень письменных материалов, которые прилагаются к апелляционной жалобе;
6) дату подачи апелляционной жалобы.
Кроме того, к апелляционной жалобе, подаваемой представителем, должны быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Также, к апелляционной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате. Ставки государственной пошлины устанавливаются согласно приложению 13 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Апелляционная жалоба и прилагаемые к ним письменные материалы подаются в суд первой инстанции с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц.